Трифон Зарезан в Болгарии празднуют 14 февраля (болг. Трифоновден) – день вина, виноделов, владельцы винных таверн и садовников. Хотя каждый год праздник пользуется большим вниманием и весело отмечается, мало кто знает историю его возникновения. Вот почему в следующих строках попытаемся познакомить вас с обычаями и традициями, связанными с этим праздником.
Согласно православной церкви, святой мученик Трифон родился примерно в 225 году: в деревне Комсада. Он живет праведно и погибает из-за своего отказа отвергнуть христианскую веру. Во время гонений на христиан святой был арестован, подвергнут пыткам и обезглавлен. И хотя жизнь святого Трифона знакомит нас с человеком, путешествие которого полно страданий, народные традиции в некоторых частях страны утверждают, что он был братом Божией Матери.

Согласно легенде, однажды в начале февраля, когда Трифон обрезал виноградники, он увидел Деву Марию с младенцем в руках, он посмеялся над ней. Ей стало обидно, но она ему ничего не сказала. Как только она прошла мимо его дома, она сказала его жене, что ее муж порезала себе нос. Жена Трифона тут же побежала и увидела, что Трифон, немного не в себе и отрезал старые наросты.
Он был удивлен, увидев ее такой испуганной, она быстро поделилась тем, что сказала ей Дева Мария. Трифон снова засмеялся, сказав, что он не был пьян, чтобы порезать себе нос. Когда он попытался доказать, что это не так, он порезал себе нос – и отсюда пошли различные названия праздника – Зарезанов день, Трифун, Чипия, Трифун Зарезан, Трифун Пьяный.
В Болгарии праздновали Трифон зарезан 14 февраля – в честь святого мученика Трифона, считавшегося покровителем виноградарей и виноделов. После принятия григорианского календаря празднование перешло на 1 февраля, а 14 февраля начался День виноделия. Несмотря на несоответствие и путаницу, в болгарской традиции два праздника продолжают переплетаться, о чем свидетельствует тот факт, что святого часто изображают как молодого человека, который носит различные режущие инструменты.
По словам этнографов, празднование Трифона Зарезана восходит к временам, когда фракийские племена населяли болгарские земли. Производимое ими ароматное и крепкое вино было известно во всем мире. Согласно сказаниям фракийцев, действие алкогольного виноградного напитка помогало священникам войти в контакт с богами и по этой причине они создали культ винного напитка.

Древнегреческий бог плодородия, вина и радости известен как Дионис и считается, что Святой Трифон его более поздний «наследник». Хотя в его жизни не упоминается о лозах и вине, факт, что праздник святого почти совпадает с празднованием Дионисийских праздников, во время которых буйные вакханки танцевали с маленькими серпами в руках в честь вина.
Не смотря на свое происхождение, Трифон Зарезан был связан со многими обычаями, некоторые из которых сохранились до наших дней. Традиция требовала, чтобы хозяйка вставала рано утром, чтобы испечь ритуальный хлеб, украшенный листом винограда. В дополнение к пирогу, готовила курицу фаршированную рисом. Она складывала всю еду вместе с баклажкой с вином в новый шерстяной мешок, после чего отправила мужа на виноградник.
Там винодел крестился и с помощью резака срезал три ветки с трех корней. Из палочек он делал венок и надевал поверху шляпы. Корни поливал принесенным вином, святой водой и посыпали пеплом, сохранившимся в канун Рождества – этот ритуал назывался «зарезание».
Затем все собирались и выбирали «короля виноградников», который чаще всего был самым щедрым и уважаемым мужчиной в деревне или тот, в чье предыдущее правление на виноградниках имели благоприятную погоду и богатый урожай. Король виноградников надевает на голову венок из самшита и молодых веток винограда. Этот ритуал напоминает о древнегреческом боге Дионисе.
Затем все мужчины достают пищу из сумок, приготовленную ранее их женами и устраивают шумный пир. Когда угощение заканчивается, царь забирается на «колесницу» и все по очереди везут его в деревню. Там они ходят со двора на двор, благословляя всех жителей. Хозяева приветствуют их вином из белой баклажки, давая сначала «королю» выпить, а затем и его спутникам.
Остальным вином они поливали голову короля и произносили благословение: «Пускай будет хороший урожай! Пусть переливается через наши пороги!» На что король отвечает: «Аминь». После того, как все дома были благословлены, мужчины отправляются в царский дом, где король одевался в новую одежду и праздник и веселье продолжались, либо в его доме за его столом, либо на общей площади деревни (болг. мегдан) под звуки волынок, гадулок(болг. народный инструмент) и барабанов до следующего утра, до первых криков петухов.
Сегодня празднуют все кто носит имена: Радко, Рачо, Трифон, Трифонка, Лозан, Лозана, Гроздан, Гроздана, Веселин, Веско, Весо, Веселина, Веса, Радка
Понравился пост? Поделись с друзьями!